Суббота, 18.11.2017, 01:45
Приветствую Вас, Гость
 
Главная Регистрация Вход
НОВОСТИ ЕГЭ и ГИА РАСПИСАНИЕ УРОКОВ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК ТВОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
 
 
 
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
 
Друзья сайта
 
 
 
Сообщи, где торгуют смертью
 
http://bologoe-omvd.ucoz.ru/
 
Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть
 
 
 
 
Оказание помощи детям и подросткам из неблагополучных семей.

Оказание помощи детям и подросткам

из неблагополучных семей.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о процессе социализации учащихся в современном обществе. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. Социологи выделяют разные типы семей – семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет мира и согласия, часты ссоры. Видимое благополучие такой семьи – не более чем иллюзия. По существу она псевдосолидарна, ее раздирают противоречия, у членов деструктивной семьи нет взаимоуважения. Что же это такое – неблагополучная семья? Дать односложный и исчерпывающий ответ на этот вопрос будет непросто.

Мы предлагаем выделять следующие типы неблагополучных семей:

1.    Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.

2.    Жестокое обращение с ребенком.

3.    Семья алкоголиков (оба родителя).

4.    Семья в состоянии развода или после развода.

5.    Неполная семья.

6.    Отчужденность родителей из-за занятости.

7.    Полная семья, один из родителей пьет.

8.    Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).

9.    Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.

10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.

11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.

 

            Следует отметить, что при изучении семьи ребенка, при оказании действенной помощи важен комплексный подход к решению задачи, необходимо привлечение и тесное сотрудничество всех служб сопровождения образовательного процесса , органов опеки и социальной защиты населения, КДН, ЦМППС, общественных организаций.

        

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель

Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке. Организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения учащегося.

Социальный педагог

Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы.Организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне. Поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации. Взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.

Психолог

Изучает личность учащегося и коллектива класса. Анализирует адаптацию ребенка в среде.

Выявляет дезадаптированных учащихся.Изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками. Подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.Выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников.Осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.


Школьный врач

Исследует физическое и психическое здоровье учащихся. Организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем.Разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания. Взаимодействует с лечебными учреждениями.

           

Рекомендации к совместным действиям различных специалистов в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей


1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
Виды помощи семье и детям:

·         Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.

·         Помощь психотерапевта семье и детям.

·         Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.

·         Вовлечение детей в кружки, секции, студии, группы продленного дня.

·         Постановка на учет в ОДН РУВД, к подростковому психиатру, наркологу.

Необходимые документы для оказания помощи - направление, характеристика учителя, социального педагога, психолога.

2. Жестокое обращение с ребенком.
Виды помощи семье и детям:

·         Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника.

·         Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.

·         Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

·         Привлечение к психологическим занятиям детско-родительской группы.

·         Постановка на учет в ОДН РУВД, к наркологу, консультации врачей, юристов.

·         Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Необходимые документы для оказания помощи – заключение врача, направление, заявление, характеристика ребенка из школы или детсада.


3. Семья алкоголиков (оба родителя)
Виды помощи семье и детям:

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).

Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.

Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).

Консультации врача психиатра, нарколога и т.д.

Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вечернюю школу, ПТУ и т.д. (в случае необходимости).

Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Необходимые документы для оказания помощи – акт жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучения, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение органов опеки и попечительства о лишении родительских прав.

4. Семья в состоянии развода или после развода.
Виды помощи семье и детям:

û  Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога и психотерапевта.

û  Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

û  Вовлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

û  Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий.

û  Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

û  Привлечение к деятельности родителей ребенка.

û  Помощь ребенку со стороны его окружения.

û  Помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя).

û  Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.

Необходимые документы для оказания помощи - педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий, генограмма ближайшего окружения, ходатайства (о постановке на учет в ОДН РУВД, у психиатра, нарколога с указанием конкретных фактов).


5. Неполная семья.
Виды помощи семье и детям:

Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.

Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

Привлечение неполной семьи к психологическим занятиям детско-родительской группы.

Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.

Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

Проведение родительского лектория (в школе, на радио, телевидении и т.д.).

Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

Постановка на учет в учреждении и органах социальной защиты.

Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Необходимые документы для оказания помощи - характеристика из образовательного учреждения, ходатайство на постановку в органы соцзащиты и другие.


6. Отчужденность родителей из-за занятости.
Виды помощи семье и детям:

Сопровождение ребенка социальным педагогом.

Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения.

Консультативная помощь психолога, психотерапевта и других.

Привлечение ребенка к посещению группы продленного дня.

Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

Помощь родителям в ЦМППС.

Необходимые документы для оказания помощи - карта семьи, рекомендации для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в ЦМППС.


7. Полная семья, один из родителей пьет.
Виды помощи семье и детям:

Наблюдения и консультации психолога.

Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.

Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.

Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.

Привлечение здорового члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.

Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

Индивидуальная работа социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.

При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.

При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Необходимые документы для оказания помощи - психологическая характеристика, педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, представление на ребенка на ПМПК, школьные тетради, дневник, рисунки, направление детского психиатра, заявление-ходатайство.


8. Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).
Виды помощи семье и детям:

Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

Наблюдения и консультации школьного психолога.

Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.

Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.

Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.

При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу.

Необходимые документы для оказания помощи - психологическая характеристика, педагогическая характеристика, направление образовательного учреждения, заявление-ходатайство, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий по форме, тетради, дневник.


9. Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:

Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.

Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

Индивидуальная работа психолога с ребенком.

Помощь учителей ребенку в учебе.

Консультация психиатра.

Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам, в приемную семью, в детский дом, приют и т.д.).

Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.

Консультация у невропатолога или психиатра.

Необходимые документы для оказания помощи - направление, психологическая характеристика, педагогическая характеристика, тетради, дневник, рисунки, выписка из медицинской карты от участкового педиатра, направление невропатолога, психиатра.


10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
Виды помощи семье и детям:

Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.

Сбор информации о семье и родственниках социальным педагогом, воспитателем.

Восстановление отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога.

Организация встреч родителей и детей руководителями учреждения.

Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения.

Помощь со стороны окружения семьи.

Наблюдения и консультации психолога.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.

Организация воспитателями переписки детей и родителей.


Необходимые документы для оказания помощи - запросы, заполнение бланков на всероссийский розыск, ходатайства в ЖЭК, в ЗАГС. Разрешение органов опеки и попечительства на посещение государственного учреждения.


11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Виды помощи семье и детям:

Социальное патронирование семьи социальным педагогом и социальным работником.

Консультирование психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.

Занятия родителей и детей в семейных группах.

Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты.

Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

Оказание учителями помощи ребенку в учебе.

Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.

Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней.

Восстановление родственных связей ребенка.

Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня.

Необходимые документы для оказания помощи - карта неблагополучной семьи, план работы с неблагополучной семьей, направление на психолого-медико-педагогическую консультацию, акт обследования жилищных условий, ходатайство в органы социальной защиты, тетради, дневники, направление психиатра, ходатайство о выделении материальных средств семье, принимающей ребенка.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Тверской области
Федеральный портал
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
171080, Тверская обл., г. Бологое, ул. Кирова, д. 35, тел. (48238) 2-25-49, 2-27-87, e-mail: school1-bologoe@mail.ru
Яндекс.Метрика